Главные новости Ставрополя
Февраль
2024

Рассказ о встрече с Черным Альпинистом

Беседа у походного костра текла неспешно, ребята, уставшие за день, сидели на походных стульчиках, вытянув ноги к огню и пили чай. Чай я вожу с собой альпийский, собранный здесь же, в наших горах. В последние годы, вместе с развитием туризма, жители горных селений стали осваивать все новые виды дохода. Один из них - сбор горных трав на альпийских лугах. С каждым годом сортов альпийского чая становится больше, вдоль дорог в селах стоят целые витрины. Формируются все новые наборы трав, но непременными атрибутами любого сорта альпийского чая остаются чабрец и листья рододендрона. Я тоже покупаю у местных этот чай. Беру оптом сборы с сушеными ягодами. Ребятам нравится. Я тоже налил себе чашку и вполглаза приглядывая за казаном, где нам на ужин томился плов из баранины, участвовал в обсуждении событий дня и травил походные байки.

Обычный вечер летнего сезона, позади красивый и насыщенный день в горах, заезды на перевалы, прогулки красивыми тропами. За день все успели не только познакомиться, но и стать дружной командой. Так всегда в маленьких туристических группах. Кроме меня самого, ребят всего четверо. Трое молодых веселых девушек из Москвы и один мужчина лет пятидесяти из города Ставрополь. Сергей его звали и за день он дал нам всем понять, что не новичок в горах. За плечами у него долгий опыт категорийных горных походов и даже опыт инструкторской работы. Сергей все больше молчал, поглядывая на нас своими добрыми глазами. Девушки же болтали без умолку, перемежая впечатления от прошедшего дня с рассказами о работе и увлечениях. В какой-то момент одна из девушек попросила меня рассказать легенду о Черном альпинисте и я потянулся за чайником, долить полную кружку, под длинное повествование. Это самая известная легенда гор, возникшая здесь, на Кавказе и распространившаяся среди альпинистов и походников всего мира. Даже на Эвересте у такого же походного костра как наш, кто-то непременно заведет рассказ о Черном альпинисте. Легенда рассказывает… Нет так. События эти произошли где-то здесь, поблизости в советскую эпоху развития альпинизма и горных походов. События совершенно реальные и подтвержденные. Но последствия трусости и малодушия одного из товарищей, поднимавшихся в связке на вершину, стали началом страшных событий и далеко идущих последствий. Свидетельства разных людей, в том числе известных ученых, работавших в свое время в горах, не оставляли сомнений в их достоверности. И так, те роковые события и их последствия, стали самой настоящей легендой.

Но не успел я начать рассказ, как Сергей оборвал меня, спокойным, но настойчивым тоном. Сказав, что эту историю не стоит трепать, тем более в горах перед наступлением ночи. Девушки возмущенно загомонили, а я вопросительно посмотрел на Сергея. Он долго не хотел ничего объяснять, но наконец, под упорными расспросами сдался и рассказал собственную историю.

- Это было больше двадцати лет назад, - начал он. - Я тогда активно занимался горным туризмом, и как раз только получил Альпиниста России. Мы шли на пик Пушкина, нас было пятеро. Вернее шли мы уже обратно, успешно покорив вершину. Спустились на ледник уже вечером и встали на ночевку, выбрав ровное место. Палатки не ставили, устроились в спальниках прямо под открытым небом. Все были усталые и сразу забылись крепким сном. А посреди ночи я вдруг сквозь сон почувствовал крепкий толчок. Открыв глаза я увидел прямо перед собой черную фигуру. Человек стоял надо мной, наклонив голову в капюшоне. Под капюшоном чернота, лица не видно. Моментально я понял, что это не один из нас, это кто-то посторонний. Если говорить честно, то я сразу понял кто это, почувствовал. Страх накатил безумной волной, но я не мог ни пошевелиться ни пискнуть. Все тело сковало параличом, я только глазами мог шевелить. В висках стучало, чувствовалось удушье. Как будто я медленно тону, погружаясь в воду. Так продолжалось наверное всего несколько мгновений, но мне они казались вечностью. Он начал медленно поднимать голову и я оцепенело наблюдал за ним. В висках стучало - “Не смотри ему в глаза! Не смотри!” Но глаза приковало к этой черноте под капюшоном. Откуда-то из-за спины Черного по нарастающей доносился рокот. Слишком хорошо знакомый, тяжелый звук начавшей сходить лавины. Ощущение удушья еще усилилось и я с мольбой мысленно обратился к нему, к Черному. “Пощади меня друг, я не тот, кого ты ищешь. Дай мне вернуться домой к жене и новорожденному сыну!” Черный теперь смотрел прямо на меня. Глаз я не видел, только черноту под капюшоном, но всем разумом ощущал этот жуткий взгляд. Вдруг хватка, сковавшая все мое тело пропала, пропало и ощущение удушья. Черная фигура растворилась в воздухе, а нарастающий рокот вдруг затих. Я вскочил, задыхаясь, на ноги, но запутался в спальнике и рухнул на землю, ударившись лицом об острый камень. Вот этот шрам на лбу остался на память. Распутываясь и вылезая из спальника я орал благим матом, будя товарищей. Они вскочили, ничего не понимая со сна. “Быстро уходим!” кричал я, порвав молнию и, наконец, выбравшись из своего мешка. Альпинисты народ тертый, никого убеждать и что-то объяснять было не нужно, мы все уже быстро уходили, побросав вещи. Все объяснения потом, главное уйти как можно скорее. Как мы успешно в темноте преодолели ледник и вышли на гребень по ту сторону я до сих пор не понимаю. Да и не помню толком. Обходили мы трещины или перепрыгивали или вообще они нам на пути не встретились, сказать не могу. Помню только как мы уже на гребне услышали за спиной безумный грохот. Сошла громадная лавина, похоронив под собой место нашей ночевки и долетев до нас плотным облаком снежного вихря. Так что даже тяжело было дышать. Когда вихрь улегся, мы продолжили путь и до самой базы больше ни разу не остановились. Ребятам я тогда сказал, что проснулся и услышал трески на склоне и понял, что вот-вот сойдет лавина. Про то, что было на самом деле я вообще никому до сих пор не рассказывал. Все просто были счастливы, что нам удалось спастись.

Мы должны были погибнуть тогда, потому он и пришел. Но он пощадил меня. Пожалел и отпустил к семье. Задержал лавину, дав нам уйти.

Мы как будто очнулись ото сна, когда Сергей закончил свой рассказ и замолчал, глядя в костер. Уже совсем стемнело, из казана доносилось шкворчание. Ну вот, плов пригорел, я совсем забыл за ним следить. Звуки летней ночи как будто вынырнули из тишины, затрещали цикады. Мы зажгли пару кемпинговых фонарей, осветив наш лагерь и столы, девушки раскладывали плов в тарелки и нарезали овощи, занимаясь походным бытом. На небе зажглись первые звезды, в турке, поставленной в угли, поднимался шапочкой кофе, застольная беседа увела нас к звездам, ведь их так хорошо видно в горах. Можем ли мы быть одни в такой невообразимой бесконечности миров. Мы говорили обо всем на свете, но рассказать самую известную легенду гор, легенду о Черном Альпинисте, больше никто не просил.

Частные объявления сегодня

Спорт в Ставропольском крае

Новости спорта

Новости тенниса
WTA

Шнайдер вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Риме, победив Самсонову в российском дерби

Губернатор Ставрополья поздравил медсестёр с профессиональным праздником

Ставропольские динамовцы в Ялте одолели футболистов «Рубина»