Урбанович похвалил президента Беларуси: «Лукашенко работал на свой народ»
"В последние месяцы я, как и многие, стараюсь следить за тем, что происходит в соседней Беларуси после выборов, что делается в Минске, в стране, ну, и за её пределами в этой связи. Наблюдаю затянувшиеся панъевропейские смотрины Тихановской, слушаю, что она говорит. По воскресеньям смотрю видео протестов, читаю аналитику. Многое понимаю и принимаю, eще больше что-то вызывает у меня вопросы", - пишет депутат Сейма Латвии Янис Урбанович в своей колонке, опубликованной на "Эхо Москвы".
"...Думаю, что именно сочетание естественной простоты, скромности, внутреннего достоинства, присущее белорусам в целом и Александру Григорьевичу в частности, как раз и обеспечило ему хороший старт и широкое уважение, которым он, безусловно, в те времена пользовался".
"...Президент Лукашенко с самого начала руководствовался собственными представлениями о справедливости, о добре и зле, о целях и задачах, о критериях и оценках своей работы. Это позволило ему уберечь Беларусь от волны пены и грязи, разгула преступности и пр., что прошла почти по всему бывшему СССР, затронув в том числе и мою Латвию. Она принесла с собой и беззаконие, и воровство, и вещи пострашнее. А в Белоруссии ничего этого не было. Не было и нет до сих пор.
Если взглянуть на Лукашенко с исторической точки зрения (не знаю, насколько мы вообще можем так смотреть, поскольку все еще очень близко), кажется, что в 90-е он в некоторой степени опережал историю, был тогда если не выше, то, по крайней мере, шел впереди тренда – не только Беларуси, но и всего экс-СССР, несколько приподнявшись над ним. Это было возможно благодаря практическому складу Александра Григорьевича и желанию делать для своего народа добро, защищать от беды – так, как он сам все это понимал. Лукашенко тогда опережал, скажем так, общую тенденцию, общее состояние «постсовка». В «нулевые» он был уже вровень с ними, а в «десятые» начал отставать и запаздывать. Когда дело подошло к современному периоду, то, можно сказать, время и история, в общем-то, обогнали его".
"...Вспомним, чем была Беларусь в 80-е. По сути, это был всесоюзный сборочный цех. Но вот СССР не стало, собирать стало нечего, не из чего, а то, что собиралось, было уже никому не нужным, поскольку границы открыты, и при наличии денег стало возможным купить все, что угодно на западе. В таком положении Лукашенко получил свою страну: без выхода к морю, без портов, без более-менее внятных природных ресурсов, к тому же в очень сложном месте с точки зрения геополитики: на разломе востока и запада. С этих позиций он начинал, и надо сказать, что, удержав все, что можно было, сумел сохранить то ценное и главное, что было в его стране.
Затем не менее чудесным образом ему удалось найти какие-то точки и ресурсы развития; он действительно развивал страну, пусть и специфическими методами (назовем их «волевыми», хотя можно было бы назвать их волюнтаристскими, авторитарными или какими-то еще). Так или иначе, он справился. Отвечая на вопрос «Почему ему тогда это удалось, а другим нет?», нужно сказать, что всю свою жизнь, все свое президентское время Лукашенко действительно работал на свой народ, боролся за его интересы, за то, чтобы люди были сыты, за то, чтобы был мир, чтобы не было преступности".
"...Возвращаясь к текущему. По-видимому, не далек уж тот день, когда Александр Григорьевич уйдёт со своей нынешней позиции. Будь его пост символическим или номинальным, как у некоторых соседей, – мог бы спокойно занимать его еще. Но это не белорусский случай. И причиной тут время: остановить или повернуть его вспять никому еще не удавалось.
Я хочу пожелать Александру Григорьевичу, чтобы он провел эти события с достоинством, честью, с холодной головой, в интересах своего народа и – слушая исключительно свой народ. «Доброжелателей» и советчиков вокруг много, а ответственность за страну одна, ее не разменяешь, как рубль на пятаки.
По этому поводу хочу пожелать только одного: разумно и с пользой воспользоваться и своим авторитетом, и всеми имеющимися возможностями. Чтобы помочь истории выдвинуть на смену себе фигуру не меньшего масштаба, притом человека способного, современного разумного и порядочного. А человеческая, народная, благодарность не заставит себя ждать".