Плох тот талиб, что не мечтает стать генералом
Афганистан постепенно свыкается с жизнью при талибах. И хотя новая власть пока никак не закрепилась юридически, у нее уже появляются очевидные союзники: Россия, Китай и Пакистан. А вот попытки начать партизанское сопротивление внутри страны вопреки ожиданиям пока выглядят не очень убедительными. Тем не менее основной ареной противостояния может стать труднодоступная провинция Панджшер. Поднять мятеж пытаются бывший вице-президент Амрулла Салех, во вторник объявивший себя и. о. главы государства, а также сын легендарного афганского полевого командира Ахмад Масуд.
Феминизм под «Талибаном»
Второй день после того, как в Афганистане де-факто установилось правление запрещенного в России движения «Талибан», начался с весьма обнадеживающих новостей. Вопреки опасениям, что под руководством талибов женщины будут лишены буквально всех гражданских прав, в Кабуле без особых проблем прошли уличные акции с требованием не допустить этого. Как сообщает афганское агентство Khaama News, группа женщин собралась в 10-м полицейском округе столицы, требуя права участвовать в будущем правительстве. Хотя, как отмечает агентство, произносить слово «Талибан» протестующие не решались. Тем временем в соцсетях, по данным того же агентства, люди добиваются сохранения нынешнего флага Исламской Республики Афганистан — по крайней мере наравне с белым флагом талибов. Высказывается и идея разработать новый флаг страны.
Знаковым событием во вторник стало первое появление представителя «Талибана» — мавлави (религиозный титул) Абдул-Хака Хемада — в студии телеканала Tolo News, который к тому же вернул в эфир новостные выпуски с женщинами в кадре (в понедельник их не было). Телеведущая Бехешта Арганд даже задала талибу острый вопрос — о массовых обысках, которые устраивают боевики в Кабуле. Днем ранее эту тему поднимал постпред Афганистана при ООН Гулам Исакзай. Но господин Хемад ушел от ответа и стал поздравлять телезрителей с приходом новой власти, а позже посетовал, что до этого талибов изображали в СМИ «как животных».
После этого агентство Sputnik Afghanistan со ссылкой местные СМИ сообщило, что талибам запретили заходить в частные владения.
«"Талибан" сделал целый ряд заявлений, которые на первый взгляд обнадеживают,— признал во вторник представитель офиса ООН по правам человека Руперт Колвилл.— Но их (талибов.— “Ъ”) действия скажут больше, чем слова, а о них пока рано судить. Понятно, что, исходя из опыта, эти декларации встретили (в мировом сообществе.— “Ъ”) с некоторым скептицизмом».
«Старший по Кабулу»
Между тем власти РФ по-прежнему уверены, что с талибами серьезных проблем ожидать не стоит. Во вторник посол России в Афганистане Дмитрий Жирнов лично встретился с представителями движения. «Встреча была посвящена исключительно вопросам безопасности посольства,— рассказал он в эфире телеканала "Россия 24".— Это были представители старшего звена талибов в городе, которые принимали капитуляцию остатков самораспустившихся афганских национальных сил безопасности».
По словам дипломата, контакт между российским и американским посольством, которое работает в аэропорту Кабула, тоже есть. А вот общаться с представителями прежних властей Афганистана у российских дипломатов возможности нет.
«К прежнему руководству мы не можем обратиться, никого нет, все министерства пустые»,— сказал Дмитрий Жирнов.
В свою очередь, посольство Афганистана в Москве, по информации “Ъ”, работает в обычном режиме, но каких-либо знаковых встреч с представителями властей РФ в последние дни не было.
На вопрос, не появилось ли у талибов что-то вроде государственной структуры, Дмитрий Жирнов ответил: «Нет, есть только де-факто старший по Кабулу талиб». Впрочем, судя по рассказу российского посла, он новыми порядками в городе вполне доволен: «В городе вторые сутки подряд стоит звенящая тишина, ни одного выстрела. Это после того, как талибы, войдя, объявили в первую ночь комендантский час. Здесь главная проблема — это мародеры, преступники. Они (талибы.— “Ъ”) вчера поймали 130 мародеров. У них с мародерами разговор короткий. У них вообще с преступниками жестко все: могут расстрелять. И с насильниками, и с ворами. А уж если вооруженный разбой, то тем более. Все очень жестко, и, видимо, это возымело эффект».
Еще одна страна, де-факто решившая поддержать новые фактические власти Афганистана,— это Пакистан. Это он первый открыл сухопутную границу на КПП «Торкхам», пропустив сотни грузовиков с различными товарами. Об этом сообщил телеканал Tolo News. Правда, официально власти Пакистана подчеркивают, что у них нет фаворитов в Афганистане.
«Узбекская сторона поддерживает тесные контакты с представителями движения "Талибан" по вопросам обеспечения охраны границ и сохранения спокойствия в приграничной зоне,— заявили во вторник в МИДе республики.— Мы также твердо заявляем, что любые попытки нарушения государственной границы будут жестко пресекаться в соответствии с законодательством Узбекистана».
Тем не менее вероятность разрешить вопрос с желающими выехать из Афганистана тоже появилась. На странице Управления гражданской авиации страны появилась запись, что сотрудники ведомства «работают над устранением технических проблем и наведением порядка в аэропорту, чтобы обеспечить полеты рейсов в аэропорту в обычном режиме и возобновление работы». Впрочем, для этого требуется решить еще несколько проблем — например, вернуть паспортный контроль и проставление штампов о выезде из страны, что крайне сложно в условиях отсутствия легитимного правительства.
Особую роль играет Китай. С одной стороны, он заявляет о готовности сотрудничать с режимом талибов, критикуя США за то, что они «оставили за собой ужасную неразбериху», с другой — выступает гарантом для своего младшего партнера — Таджикистана, который по совместительству находится в военном союзе с Россией. Поэтому в республике параллельно пройдут одновременно российские и таджикско-китайские военные учения. Как сообщила пресс-служба Центрального военного округа России, «около 1 тыс. российских военнослужащих 201-й военной базы, дислоцированной в Таджикистане, вышли на полигоны "Ляур" и "Самбули" для совершенствования навыков по боевой подготовке», а именно по отражению атак противника в горной местности. Китай, в свою очередь прислал в Таджикистан не военных, а представителей Министерства общественной безопасности — аналога МВД. Они с 17 по 20 августа будут передавать опыт «по борьбе с терроризмом в горных условиях» таджикским коллегам. Напомним, что Таджикистан — единственный сосед Афганистана, который не установил контактов с движением «Талибан» и отказывается это делать.
Остров непокорности
Вечером во вторник талибы провели в Кабуле первую пресс-конференцию, на которой выделили три страны, отношения с которыми они характеризуют как «очень хорошие»: Россия, Китай и Пакистан. Кроме того, выступая перед журналистами, пресс-секретарь движения Забихулла Муджахид пообещал, что Афганистан «не будет центром производства наркотиков, а также наркоторговли». И попросил о помощи: «Мировое сообщество должно помочь нам, чтобы мы могли предложить крестьянам альтернативу. Если мы сможем им предложить замену и успешно осуществить эту программу, то в ближайшие годы сведем к нулю производство наркотиков и наркобизнес».
Кроме того, господин Муджахид подтвердил, что талибы ведут переговоры с новым координационным советом, в который входят председатель Высшего совета по национальному примирению Абдулла Абдулла, экс-президент Хамид Карзай и лидер Исламской партии Гульбеддин Хекматияр. Новое правительство определит, какие законы будут обнародованы в первую очередь. В частности, оно решит, в какой степени женщины будут участвовать в общественной жизни.
«Так или иначе, мы будем работать над достижением экономического развития, строить инфраструктуру и стремиться к конструктивным отношениям с соседями»,— пообещал Забихулла Муджахид.
Пока талибы устанавливают новые порядки в Кабуле и других городах страны, одна провинция продолжает сопротивление. Это Панджшер, по сути представляющий собой ущелье с горным селами, где живет в общей сложности около 140 тыс. человек, 98% которых таджики. Здесь же находится мавзолей Панджшерского льва — так называли полевого командира Ахмад Шаха Масуда, который воевал сначала с советскими войсками, а затем и с талибами. Судя по фото и видео из соцсетей, после взятия талибами Кабула в Панджшер на вертолете вылетел сын легендарного командира — Ахмад Масуд, который намерен продолжить дело отца и организовать антиталибское ополчение.
Вместе с ним в Панджшере находится и Амрулла Салех — бывший вице-президент Афганистана, а также уроженец этой провинции и близкий соратник Масуда-старшего. Как наиболее высокопоставленный чиновник, остающийся в Афганистане и открыто бросающий вызов талибам, господин Салех во вторник объявил себя и. о. президента страны. «Согласно четким положениям конституции, в случае отсутствия, бегства или смерти президента первый вице-президент исполняет его обязанности. Я нахожусь в Афганистане и законно исполняю эти обязанности,— написал он в Twitter.— В отличие от США и НАТО мы не теряли духа и видим впереди огромные возможности. Бесполезные предостережения закончились. Присоединяйтесь к сопротивлению».
Вдобавок к силам Ахмад Шаха Масуда, по данным источника агентства «РИА Новости» в Кабуле, в Панджшер выдвинулись 10 тыс. ополченцев, подчиняющихся лидеру узбеков Афганистана — маршалу Абдул-Рашиду Дустуму. Сам он, впрочем, сбежал в Узбекистан еще в субботу, сдав талибам Мазари-Шариф без боя. Тем не менее сообщается даже о первом успехе антиталибского ополчения — якобы бойцы смогли отбить у талибов район Чарикар в провинции Парван.