Ангеле не хранитель
Запасы «Газпрома» в Европе упали до минимума.
Стремление «Газпрома» выполнить экспортные контракты после аварии на заводе в Новом Уренгое привело к сокращению запасов в хранилищах компании в Европе до исторического минимума. По расчетам “Ъ”, подземные хранилища «Газпрома» в ЕС, которые обычно используются зимой или во время ремонтов газопроводов, сейчас в среднем заполнены лишь на 18%, тогда как показатель по всем хранилищам в ЕС — 61,5%. Это обстоятельство повышает риски как для «Газпрома», так и для всего европейского газового рынка.
За две недели, прошедшие с аварии на заводе «Газпрома» в Новом Уренгое 5 августа, компания серьезно истощила запасы газа в своих хранилищах в Европе. По расчетам “Ъ” на основе данных европейских операторов подземных хранилищ газа (ПХГ), запасы в четырех наиболее крупных ПХГ «Газпрома» в ЕС — Reden и Jemgum в Германии, Haidach в Австрии и Bergermeer в Нидерландах — сейчас составляют в среднем лишь 18,25% от проектного уровня, или примерно 1,1 млрд кубометров. Это самый низкий уровень в истории. Для сравнения: средний уровень запасов по всем хранилищам в ЕС, по данным AGSI+, составляет 61,5%.
Причина такой динамики в том, что из-за аварии на заводе по подготовке газового конденсата в Новом Уренгое «Газпром» временно лишился части добычных мощностей и вынужден был снизить экспортные поставки по газопроводу Ямал—Европа — объем снижения колебался от 25 млн до 50 млн кубометров в сутки. Большую часть этого объема компания замещала подъемом газа из своих европейских ПХГ.
В результате на середину августа, в разгар сезона закачки, из всех крупных европейских ПХГ только хранилища «Газпрома» осуществляли нетто-отбор газа.
При этом утром 17 августа «Газпром» увеличил поставки по газопроводу Ямал—Европа до 40 млн кубометров в сутки, что все еще существенно меньше, чем до аварии (около 77 млн кубометров в сутки). По словам собеседников “Ъ” в отрасли, рост поставок может быть связан с тем, что «Газпром» уже не может поднимать достаточные объемы из ПХГ в Европе. При этом 16 августа компания выпустила заявление, в котором дала понять, что активно идущая сейчас закачка газа в российские ПХГ будет иметь приоритет перед экспортными поставками, как и писал “Ъ” 12 августа.
Низкие запасы в ПХГ создают для «Газпрома» риски с точки зрения выполнения экспортных контрактов зимой — ведь даже после того, как компания справится с последствиями аварии в Новом Уренгое, у нее может просто не оказаться достаточного количества транспортных мощностей для покрытия пикового спроса. По данным “Ъ”, в этом отношении «Газпром» рассчитывает на ввод осенью первой нитки «Северного потока-2». Парадоксально, что, похоже, этого ждет и весь европейский рынок, поскольку в котировках фьючерсов на газ на хабе TTF полностью отсутствует «зимняя» премия. Из-за этого закачивать газ в ПХГ невыгодно — получается, компаниям нужно замораживать средства и платить за хранение, хотя цены в ноябре—декабре, как ожидается, будут ниже нынешних $580 за тысячу кубометров. Трейдеры, очевидно, ждут снижения цен, чтобы начать закачку.
Если же этого снижения не произойдет, может сложиться довольно непростая ситуация. В 2020 году на середину августа уровень заполнения ПХГ в Европе составлял почти 90%, то есть в них было на 30 млрд кубометров больше газа, чем сейчас. «Это сократит пространство для маневра, если эта зима будет холодной,— считает Джек Шарплз из OIES.— Кроме того, есть и факторы за пределами Европы — например, если холода в Азии вновь приведут к перенаправлению грузов СПГ из Европы, или если — хотя, говорят, снаряд в одну воронку дважды не попадает — мы увидим новый случай блокировки Суэцкого канала, что снизит возможности поставок СПГ из Катара, или если мы столкнемся с неожиданно холодной погодой в Мексиканском заливе, что повлияет на поставки СПГ из США. Любое изменение баланса спроса и предложения в подобной ситуации может привести к всплеску цен».
Юрий Барсуков